Уверенность ребенка в себе – основа успеха – Развитие ребенка

Некоторые исследования доказывают, что уверенность в себе – это генетически обусловленное качество, поэтому дети рождаются либо предрасположенными к нему, либо робкими и кроткими. К счастью, это вовсе не означает, что уверенность в себе не подлежит формированию и развитию. Мы можем воспитывать и учить наших детей быть уверенными в себе и собственных силах. Это действительно очень важно.

Уверенность, доверие собственным способностям, качествам и суждениям являются основами смелости и целеустремленности. Эксперты в области уверенности в себе – также известной как самоэффективность – считают, что это качество может оказывать влияние на многие аспекты жизни людей: от настроения до поступков и мотивации.

Уверенность в себе – это основа благополучия человека; без нее он мало на что способен. Она также улучшает успеваемость в школе, даже больше, чем IQ. Уверенные дети охотно пробуют новое и не считают неудачи причинами для остановки. Они обладают мышлением роста и внутренним девизом «не переставай пробовать». Они склонны к оптимизму, их уверенность помогает им считать любую цель достижимой. Уверенность также дает молодежи социальное преимущество, потому что они верят в то, что могут вносить свой вклад в общее дело.

Однако это качество может быть палкой о двух концах. Слишком много уверенности в себе может привести детей к надменности, высокомерию, мании величия и жизни, полной разочарований. Хотите сформировать у ребенка уверенность в себе без раздувания его эго?

Формирование здоровой уверенности в себе

По определению специалистов, самоэффективность – это способность определять цели, настойчиво следовать им и быть способным принимать необходимые шаги для их достижения. Путь к самоэффективности включает в себя опыт непосредственной деятельности, социальное моделирование, позитивное подкрепление и позитивное отношение.

1. Опыт непосредственной деятельности предполагает успешное выполнение задания и видение причины успеха непосредственно во вложенных усилиях. Успех – это не удача и не гены. Для того чтобы помочь детям развить мастерство, необходимо обучать их практическим способам успешного овладения какой-либо деятельностью – будь то учебой, спортом или спокойному рисованию у себя дома. Это означает, что необходимо поддерживать высокие ожидания от детей и учить их тому, насколько важно усердно работать и практиковаться.

Другой способ развития опыта непосредственной деятельности заключается в повышении уровня доверия родителей к собственным детям. Например, назначение ребенку обязанностей по дому является одной из форм проявленного доверия. К тому же родителям стоит чаще говорить своим детям: «Я доверяю тебе», когда это касается, например, кормления собаки дважды в день или приготовления яичницы. Давайте детям задания в пределах разумного, соответствующие их возрасту и умениям.

Детям, безусловно, необходимо наше руководство и мы по-прежнему должны наблюдать за ними и учить их. Вы ведь не положите яйца перед пятилетним ребенком, который никогда их не разбивал, никогда не включал плиту и не обращал внимания на то, как это делаете вы, и не попросите малыша приготовить завтрак для всей семьи. Но нужно давать детям возможности рисковать и пробовать что-то новое.

2. Социальное моделирование – это мощный сознательный и неосознанный инструмент формирования индивидуальных особенностей детей. Они всегда замечают, когда человек, похожий на них, обходит препятствия и добивается успехов. У них появляется установка «если он может сделать это, то и я смогу». Дети могут черпать вдохновение даже у вымышленных или исторических персонажей.

Образцы для подражания помогают нам продолжать двигаться вперед, несмотря на временные неудачи. Важно, чтобы родители рассказывали детям истории из своей собственной жизни о том, как справлялись с трудностями они. Или делились историями о жизни людей, таких как Томас Эдисон и Уолт Дисней, которые много раз терпели неудачи, но не прекращали усилий.

Образцы для подражания дают конкретные доказательства того, как устроена жизнь. Они создают культуру обучения. Также родителям важно помнить о том, что они сами являются образцом для подражания для своих детей и должны демонстрировать уверенность в себе. Ведь дети копируют своих родителей.

3. Положительное подкрепление означает поощрение и поддержку людей, которым ребенок доверяет и на которых равняется. Слова обладают огромной силой. Иногда всего несколько слов мотивируют детей на достижение мечты или ранят их сознание. Многие специалисты твердо уверены в том, что дети переваривают слова и чувства, как пищу. Правильный посыл напоминает детям о том, что они могут принимать трудности, обладают навыками для достижения успеха и знают, как справиться с непростой ситуацией. Это не лесть. Речь не идет о восхищении врождёнными особенностями детей, такими как красота, ум или хорошее телосложение. Положительное подкрепление воодушевляет и поддерживает детей в их мечтах и планах.

Как лучше всего подпитывать большие устремления детей? Можно похвалить ребенка за приложенные усилия: «Ты проделал большую работу и усердно подготовился к контрольной, поэтому получил отличную оценку», «Ты стал действительно важной частью команды, потому что так упорно тренировал штрафные удары». Так вы даете детям понять, что: «Если ты уже достиг мастерства штрафных ударов, ты можешь переключиться на обучение игре на скрипке или делению в столбик»… или на любую другую важную для ребенка задачу.

4. Позитивное отношение исходит от уверенных в себе людей. Хотя позитивный взгляд на мир, так же как уверенность в себе, может быть генетически обусловленным, его тоже можно воспитать. Обучение тому, как снижать до минимума уровень стресса и поднимать настроение при столкновении со сложными задачами, может усиливать чувство самоэффективности человека. Хорошее настроение создает ощущение уверенности в себе, а отрицательные эмоции ослабляют это чувство. Позитивное мышление помогает людям видеть больше вариантов, даже при столкновении с проблемой, и дает им уверенность в том, что они сумеют справиться с трудностями и добьются успеха. Оптимизм повышает уверенность в себе. А чувство уверенности поднимает человеку настроение. Это замкнутый круг.

Излишняя самоуверенность – слишком большое количество хорошего чувства

Если уверенность в себе становится чрезмерной, она начинает оказывать на человека негативное воздействие. (Такая излишняя самоуверенность часто является результатом неправильных похвал.) Она заставляет как молодежь, так и взрослых людей неправильно судить о своих способностях, прикладывать меньше усилий для выполнения заданий и необдуманно пускаться в рискованные авантюры, что приводит к искажению самооценки и чувству превосходства над другими людьми.

Излишняя самонадеянность может нивелировать общественное признание. Кто захочет дружить с эгоистом? Однако ребенок может и не замечать этого, думая, что все его любят. И если родители при этом станут всячески отвергать критику других детей в адрес своего ребенка, мотивируя это тем, что «дети просто ему завидуют», они не помогут сдвинуть проблему с мертвой точки. Кроме того, поскольку излишне самоуверенный человек неправильно оценивает собственные способности, опыт взаимодействия с ним учит людей не доверять ему.

Воспитание детей со здоровым чувством уверенности в себе – задача сложная. Когда ребенок с чем-то не справляется, родителям важно быть чутко честными и конструктивно критичными. Нужно одобрять успехи ребенка, но не стоит восхищаться каждой его неуместной шуткой, неправильно сыгранной нотой или каракулями на бумаге. И в случае сомнений хвалите ребенка за усердную работу, а не за талант.

Как бы сложно это ни было, родители могут эффективно развивать у детей чувство уверенности в себе, доверяя, веря, слушая и поддерживая их, при этом не балуя и не выражая чрезмерную похвалу. Воспитание уверенного в себе ребенка это постепенный процесс, который происходит шаг за шагом, день за днем.

Комментарии

Комментариев пока нет. Почему бы ’Вам не начать обсуждение?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *