Общение с ребенком: от конфликтов к доверию – Развитие ребенка

Информация, содержащаяся в данной статье, поможет превратить конфликты в позитивный опыт обучения. Здесь представлены два различных подхода к решению конфликтов между любыми двумя или более лицами в семье. Хотя больше внимания уделяется конфликтам между родителями и детьми, вы можете применять описанные принципы при любого рода конфликтах.

Если использовать навыки общения, основываясь на взаимосвязи и сочувствии, то различия между людьми, а также сами конфликты могут стать отличной возможностью:

  • углубить взаимопонимание и доверие друг к другу;
  • научиться делиться своими чувствами, не обвиняя друг друга;
  • практиковать навыки активного слушания;
  • практиковать навыки совместного решения проблем;
  • развивать любящие, сострадательные, ненасильственные взаимоотношения.

​В идеале, при мирном спокойном подходе к воспитанию родитель стремится связать свои и детские чувства с неудовлетворенными потребностями обоих и творчески найти решение, которое бы удовлетворяло максимальное количество потребностей друг друга.

Важно понимать, что недостойное поведение ребенка нужно рассматривать как признак разбалансированных взаимоотношений между ним и родителями. Существуют потребности, которые необходимо определить и удовлетворить, ведь как только потребности ребенка удовлетворяются, его поведение, как правило, становится гораздо более уравновешенным.

Типичные конфликты в семье разгораются зачастую тогда, когда родитель выражает свое указание в форме запрета «Нет, ты не получишь торт» или просьбы «Не мог бы ты убрать свои игрушки?». В том и другом случае ребенок сопротивляется или не реагирует положительно, и тогда сопротивляется родитель. Другая типичная причина конфликта связана с противоположными желаниями и потребностями. Родитель хочет, чтобы ребенок сел и поел или надел пижаму, а ребенок хочет продолжать играть. Родитель хочет, чтобы ребенок ложился спать, а ребенок хочет послушать еще две сказки. Такого рода проблемы нормальны и происходят в большинстве семей.

В соответствие с традиционной (классической) моделью решения конфликтов

Когда в семье возникает конфликт, необходимо выяснить, кто виноват, и наложить наказание, часто называемое «последствием» и считающееся средством исправления виновника. Или же как-то иначе принудить ребенка. Когда возникает конфликт устремлений, желаний, потребностей или мнений между родителем и ребенком, желание родителя – обвинять, желание ребенка – оправдаться, в результате ребенок обвиняет родителей или самого себя и начинается противоборство, скандал. Это как в споре о том, кто прав, а кто виноват, который совершенно не способствует истинному сотрудничеству.

Существует твердое убеждение, что, если ребенок сделал или сказал что-то неправильное или не сделал то, что должен был, то:

  • Он снова должен заработать доверие взрослого – «Я поверю, что ты действительно сожалеешь о содеянном, когда увижу, что ты это исправил».
  • Ребенок, который поступил «неправильно», способен подумать о последствиях, измениться или научиться, только если ему скажут в той или иной форме о том, как неправильно он поступил.
  • Для того чтобы ребенок научился вести себя более адекватно, взрослый должен назначить последствия плохого поведения, так как это единственный способ научить ребенка или заставить его беспокоиться о результатах своих действий (что воспринимается ребенком, как очень обидное, и вселяет неуверенность), а если такие последствия отсутствуют, то ребенку «в этот раз повезло».
  • Родитель принимает решение о соответствующем наказании (это может быть бойкот или лишение ребенка чего-нибудь ценного для него, накладывание на него некоторых дополнительных домашних обязанностей).
  • Ребенку говорится о том, что наказание является следствием его действий или бездействия (отказа делать то, о чем его попросили), и он заслуживает это наказание, когда нарушает правила или не подчиняется.
  • Ребенку говорится о том, что последствия/наказания устанавливаются, потому что они «необходимы» для любящих взаимоотношений, что это часть ответственности любящего родителя, что это на самом деле «любовь», и это то, как мы учимся быть лучше. Ребенок должен не только ожидать болезненных последствий в ответ на свои ошибки или отказ быть послушным, но и считать болезненные впечатления от взаимоотношений с родителем отражением своего проступка.
  • Дети боятся неодобрения своих родителей. Чтобы избежать обвинений и неприятия, они стараются не брать на себя ответственность и начинают очень умело обвинять других. Принятие ответственности кажется им небезопасным.
  • Дети идут на многое, чтобы скрыть свои ошибки, обвинять других, нападать в качестве лучшего средства защиты и всячески избегать брать на себя ответственность (например, домашние обязанности), ведь это может привести к ошибкам.

В новой модели взаимосвязи чувств и неудовлетворенных потребностей

Когда возникает конфликт устремлений, желаний, потребностей или мнений между родителем и ребенком, считается, что родитель или ребенок, или оба имеют чувства, заслуживающие и требующие внимания.

  • Нам нужно поговорить, чтобы лучше понять друг друга, мы должны по очереди слушать друг друга, непонимание нужно обнаружить и устранить.
  • Мы верим в присущую нашему ребенку доброту, мы верим, что с помощью честного, искреннего, но деликатного обоюдного рассказа о своих чувствах можно решить все возможные трудности в отношениях. Даже младенцы нуждаются и заслуживают того, чтобы чувствовать себя действительно услышанными.
  • Каждый человек, таким образом, ощущает большее чувство понимания и уважения, а также большее понимание того, почему возник конфликт, и большее сочувствие к другому его участнику.
  • Мы верим, что и родитель, и ребенок хотят исправить и решить проблему, но, каждому из них необходимо быть услышанными, а ребенку к тому же необходимо знать, что он не безразличен своим родителям.
  • Родитель признает, что, даже когда он расстроен, взаимосвязь с ребенком должна стоять на первом месте и вести к исправлению конфликта.
  • Ребенок учится узнавать о том, что чувствует родитель по поводу произошедшего, на естественных последствиях: «Я очень испугался, когда увидел, как ты влез туда, и переживал, что ты можешь травмироваться».
  • Способность родителей проявлять внимание, заботу, любовь и поддержку чувств ребенка в этой сложной ситуации дает ребенку понимание, что он по-прежнему хороший и любимый человек, даже в случае конфликта.
  • Так как ребенок верит, что внимание и руководство родителей происходят потому, что родители заботятся о нем, и так как чувства ребенка были приняты во внимание, ребенок может услышать и принять во внимание мнение своих родителей и вынести из конфликтной ситуации настоящий урок.
  • Дети, совершая ошибки, не стесняются делиться чувствами и искать поддержки своих родителей. У них нет необходимости скрывать свои ошибки, винить других или нападать на членов семьи, потому что они уверены в том, что все проблемы будут решены с пониманием и заботой к чувствам и уникальной точке зрения каждого. Дети более склонны брать на себя ответственность, например, за домашние обязанности, с верой в то, что ими будут руководить, а не критиковать их.

Заключение: дети учатся реагировать и относиться к другим людям во время конфликтов так же, как их родители реагируют и относятся к ним во время домашних конфликтов. Ваши дети внутренне будут реагировать на конфликты с вами, братьями и сестрами и своими друзьями согласно выбранной вами модели воспитания.

В мирной модели воспитания, дети узнают, что вызовы – это возможности для обучения, а не доказательство того, что с ними что-то не так. Они учатся слушать и признавать чувства и позицию других людей посредством получения того же. Они учатся выражать свои чувства мирным способом и искать такое решение проблемы, которое удовлетворяет наибольшее количество потребностей. Они узнают, что урегулирование конфликтов предполагает понимание друг друга и сопереживание друг другу, они увеличивают словарный запас для выражения эмоций и потребностей и приобретают замечательные навыки разрешения конфликтов, которые будут верно служить им всю жизнь.

Комментарии

Комментариев пока нет. Почему бы ’Вам не начать обсуждение?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *