Как научить малышей азам научного познания – Развитие ребенка

Основные положения:

  • Занятия наукой развивают у малышей навыки исследования и наблюдения.
  • Большинство детей любят науку, потому что получают большое удовольствие от возможности взглянуть на мир как-то иначе.
  • Существует множество всевозможных видов деятельности, к которым можно прибегнуть в домашних условиях для укрепления и развития любознательности вашего ребенка.

​Дети рождаются учеными

Дети любознательны по природе своей. Они ежедневно смотрят на окружающий мир и развивают собственные идеи о том, что видят и слышат. Мы хотим, чтобы каждый ребенок и каждый взрослый на протяжении всей своей жизни испытывали чувства изумления, любознательности и открытия, чтобы каждого из нас никогда не покидало желание познавать этот мир снова и снова. Вот почему так важно прививать любовь к науке уже с малых лет ребенка.

Что происходит в первом классе школы

На первом году обучения ребенок учится придумывать собственные теории о том, почему происходят те или иные явления, проверять эти идеи на практике и искать ответы на свои вопросы в различных источниках – у руководителей кружков, учителей, других взрослых, в книгах или Интернете. В школе внимание ребенка акцентируют на том, что любознательность невероятно важна для науки.

Любознательность помогает ребенку и во многих других областях – она способствует развитию навыков наблюдения, решения задач и самостоятельных исследований. Все они полезны при изучении других школьных предметов, таких как математика, родной язык, изобразительное искусство.

Учитель научит ребенка наблюдать, определять и описывать подобные, схожие между собой явления, пользуясь такими характеристиками, как размер, форма, цвет и вес. Также учителя учат детей сортировать вещи по категориям; объясняют, что предметы и явления не всегда ведут себя так, как мы ожидаем, и что зачастую наука генерирует больше вопросов, чем дает ответов. Частью учебного процесса ребенка в школе непременно станет проведение простых экспериментов для проверки различных теорий.

Что нужно предпринять родителям в дополнение к будущим школьным занятиям?

Большинство детей увлечены наукой, потому что это наглядное и веселое занятие. Чтобы помочь ребенку открывать, исследовать и развивать свое воображение, вам вовсе не нужно обладать особыми научными знаниями. Далее описаны некоторые советы и виды деятельности, которыми вы можете заниматься с ребенком у себя дома:

Времена года

Наука исследует мир вокруг нас. Например, осенью, когда листья опадают с деревьев и ложатся на землю, вы можете воспользоваться этим прекрасным периодом для обсуждения различных времен года. Кто из нас не любит собирать разноцветные листья и валяться в их пушистых кучах, подбрасывая охапки листьев и наслаждаясь процессом?!

  • Попросите ребенка собрать самые разные листья, а затем рассортировать их по форме. Все ли они одинаковые? Чем они отличаются? В чем они схожи? Все ли они одного цвета? Одинакового ли размера?
  • Пока ребенок получает удовольствие, сортируя и описывая то, что он нашел, вы можете рассказать ему о том, что существуют четыре времени года – осень, зима, весна и лето. Поговорите об изменениях, которые происходят в природе,: зимой, как правило, холодно, летом тепло и мы можем плавать в водоемах, весной много дождей и это время цветения множества растений и т. д.

​Живое и неживое

Наука делит мир на живые и неживые предметы.

  • Попросите ребенка собрать в парке три живых и три неживых предмета.
  • Ваш ребенок может не сразу понять разницу между живым и неживым. Вы можете подсказать ему некоторые характеристики живых предметов – рост, движение, необходимость воздуха, воды и пищи, размножение. А как насчет речи и дыхания? Может показаться, что они необходимы для жизни, но так ли это? Поразмышляйте над этим вместе.
  • Задавайте ребенку вопросы об окружающих предметах. Камень – это живой предмет? А речная галька? А морские раковины? Цветочные горшки? Кирпичи? А домашнее животное?
  • Наградите ребенка за усилия при сборе материала. Помогите ему правильно причислить предметы к категориям «живых» или «неживых». Будьте осторожны: ребенок может найти насекомых или пауков, поэтому иногда стоит ограничивать список материалов, допустимых для исследований.

​Категоризация и классификация

Наука построена на изучении мира на основе классификации.

  • Попросите ребенка помочь вам рассортировать продукты, которые вы купили в магазине, по цвету, размеру, форме или весу. Превратите это занятие в веселую игру и обсудите, как различными способами можно описать предметы в зависимости от выбранной категории. Предметы с одинаковым весом могут отличаться по цвету, размеру или форме. Предметы одинакового размера, могут иметь различные формы или вес.
  • Попросите ребенка собрать в доме пять мягких или пять жестких предметов. Пусть он в процессе поиска задействует все свои чувства – зрение, слух и осязание, и с их помощью определит, мягкие это предметы или жесткие. Затем пусть ребенок рассортирует найденные предметы по размеру, цвету или весу. Поговорите с ним о том, как предметы одной категории – твердые или мягкие – можно отнести к разным категориям по размеру, цвету или весу. Затем помогите ребенку нарисовать найденные предметы в соответствии с тем, как он «классифицировал» их.

​Измерение

Наука основывается на тщательных и точных измерениях.

  • Определите место в вашем доме, где ребенку будет позволено сорить столько, сколько ему захочется.
  • Пусть он использует песок, рис, гальку, сахар, воду, все что угодно, чтобы отмерять определенное количество различных материалов в разные по форме контейнеры.
  • Вместе понаблюдайте за тем, как одинаковое количество материала воспринимается по-разному, когда мы меняем его различные формы и размеры. Такая деятельность идет рука об руку с развитием математических навыков ребенка.

​Наблюдение

Наука основывается на наблюдении явлений и предметов и предположениях о том, что при этом происходит. Когда ребенок ожидает окончания наблюдений, иногда достаточно долго, это развивает его терпение.

  • Попросите ребенка посидеть тихо, посмотреть вокруг, слушать и понаблюдать за местом, где он находится.
  • Поговорите о различных предметах, которые можно наблюдать и слышать. Слышит ли ребенок пение разных птиц? Видит ли он различные деревья, листья или растения? Похожи ли стволы деревьев или листья друг на друга?
  • Можно даже провести легкое соревнование, в котором примет участие вся семья, и вручить приз тому, кто услышит и увидит наибольшее количество предметов и явлений.
  • Ребенок может записывать свои открытия и придумать рассказ об окружающей среде своего района на основе собственных наблюдений.

Комментарии

Комментариев пока нет. Почему бы ’Вам не начать обсуждение?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *